Морские и воздушные суда эксплуатируются в различных средах, и, казалось бы, что общего между ними ничего нет. Однако все они - объекты повышенной опасности, поэтому от качества каждой детали зависит не только функциональность машины, но и жизнь людей. В авиа- и судостроении используются различные материалы, как металлы, так и неметаллы, процесс разработки и усовершенствования которых не прекращается. Для построения системы контроля качества, и проведения исследовательской работы применяются различные измерительные приборы, в которых доля спектрометров разного типа довольно велика.
Строительные материалы
Конструкция морских и воздушных судов имеет ряд принципиальных отличий, что отражается на номенклатуре строительных материалов. Однако некоторые из них используются в обеих отраслях промышленности с учетом особенностей эксплуатации.
Спектрометры в судостроении
Углеродистая и низколегированная сталь - основной материал, который используется при постройке и ремонте морских судов. Они обладают достаточной коррозионной стойкостью, технологичны, содержат минимальное количество серы и фосфора.
Кроме обычных марок сталей применяют стали с особыми свойствами. Они используются для изготовления мелких деталей, облицовки гребных валов, лопаток турбин и ряда других элементов конструкции.
Алюминиевые сплавы находят в судостроении широкое применение, так как обладают устойчивостью к коррозии, пластичны и хорошо свариваются. Они не имеют высокую прочностью, поэтому используются для изготовления малонагруженных конструкций.
Спектрометры в авиастроении
Наибольшее распространение в авиастроении получили алюминиевые и магниевые сплавы. Они обладают небольшой массой и оптимальным набором свойств, а также отличаются технологичностью.
Из углеродистых сталей изготавливают детали, которые работают при небольших нагрузках. Высоколегированные стали находят применение при изготовлении сопел, коллектора, коммуникаций горячих газов и других систем.
Титан и его сплавы - ценный материал для авиастроения, который отличается высокой прочностью, коррозионной стойкостью и плотностью, меньшей чем у стали. Такой комплекс свойств делает титан незаменимым материалом деталей авиационных двигателей и некоторых элементов самолета.
Спектральные приборы
Широкая номенклатура металлов и сплавов, используемых в судо- и авиастроении, обуславливает необходимость комплексного применения измерительных различных измерительных средств. Современные спектрометры - наиболее информативные и экспрессные приборы, которые позволяют исследовать элементный состав без значительных затрат на проведение анализа и обслуживание.
С помощью рентгено-флюорисцидного анализа можно исследовать сложные сплавы, и с высокой точностью определять элементы от Be до U. Анализ проводится неразрушающими методами, не требует изменения агрегатного состояния пробы без необходимости калибровки прибора.
Спектрометры с индуктивно-связанной плазмой позволяют одновременно определять десятки элементов. Однако такие приборы способны проводить анализ образцов, находящихся в жидком состоянии, и требует помощи химико-аналитической лаборатории.
Оптико-эмиссионные спектрометры с низковольтной искрой в среде аргона - универсальные приборы. Они могут определять неограниченное количество элементов, обладают низким пределом обнаружения, и дают стабильные результаты при невысокой погрешности.
Кроме указанных спектральных приборов, в системе контроля качества авиа- и судостроительной промышленности применяются другие спектральные приборы. Они выбираются в зависимости от аналитической задачи и экономических показателей работы.